Вуду – смешение традиционных верований Африки с христианством. Христианские святые воспринимаются вудуистами как Лоа – невидимые духи, «духовные наставники», посредники между Богом и человеком. Согласно представлениям приверженцев религии, лоа неисчислимы. Кульминации церемоний вуду включают в себя одержимость хунгана (или другого верующего) тем лоа, к которому взывали.
В религии вуду для лоа приносят кровавые жертвоприношения, фрукты, овощи, деньги, ром и сигары. Одержимость, инициация и мистический брак являются формами особого внимания со стороны лоа.
Пантеон лоа вуду
В пантеоне лоа вуду три основных уровня. В верхней части – единый Бог, который так непостижим, что его невозможно описать. Следующий уровень – духи, которые постоянно взаимодействуют со смертными людьми, поэтому почитание предков важно. Третий уровень – это сами смертные.
- Верховный Бог в этой религии – Бондье или Гран Ме – управляет большим пантеоном лоа, обожествляемых предков и святых.
Лоа в вуду делятся на семейства, нанчоны:
- Петро лоа. Происхождение этого направления связано с рабством, поэтому духи воплощают гнев и агрессию, насилие. Цвет красный. Жертва таким духам — свинья.
- Рада лоа воплощают теплоту, стабильность. Их цвет белый. Выполняют просьбы, которые не направлены на вред. Им в жертву приносят голубя или цыпленка.
- Геде лоа, ассоциируемые со смертью, действуют между крайностями Рада и Петро.
Многие лоа имеют множество воплощений, пересекающие разграничения семейств. В религиях йоруба, дагомеев и других африканских народов имена лоа различаются, из-за чего нельзя составить единый пантеон лоа в вуду.
Пантеон гаитянского вуду
Если говорить о гаитянском вуду, то первым призывают лоа Легба или Папа Легба. Он единственный посредник между другими богами и связывает лоа со жрецами, которые доносят ему волю народа через ритуальные танцы и песнопения. Легба — хранитель врат в потусторонний мир. Темная сторона Легбы — это Мэтр Каррефур («Владыка Перекрестков»), он же Легба Кафу, покровитель колдовства, жестокий и непредсказуемый трикстер («шутник»), лунное божество.
Центральное место в пантеоне занимает лоа Дамбалла Ведо и Айдо Ведо. Дамбалла –отец всех Лоа. Великий Змей (дух Дамбалла) представляет водную стихию. Тот, чьим телом он овладевает, никогда не говорит, а только шипит и не встаёт на ноги, передвигаясь ползком.
Когда Данбалла сбросил свою кожу под солнцем, излив при этом воды на Землю, солнце засияло в воде и создало Айда-Ведо (Радугу). Данбалла полюбил Радугу за красоту и сделал женой. Дух лоа — Айда-Ведо воплощается в небольшой змее, символически соединяет Небо, Землю и Нижний Мир. В ипостаси «Госпожи Эрзули» она является луной и супругой солнца-Легбы.
- Госпожа Эрзули — это лоа любви, человеческой красоты и, в меньшей степени, покровитель искусств.
- Барон Самеди – могущественный аспект семейства смерти геде, покровитель кладбищ. Ни один человек не умрет прежде, чем Барон отмерит и подготовит его могилу. Появляющийся в официальном костюме, впечатляющем цилиндре и тростью, Барон Самеди известен своими вульгарными шутками. Женат на Маман Бриджит.
- Лоа Азака – покровитель фермеров. Иногда его называют Лоа Работы. Азака любит трудиться, поэтому все адресованные ему просьбы выполняются быстро. Известен, как хороший лекарь. Много поёт, хороший семьянин, знает все сплетни. Поэтому человек, одержимый Азака, начинает сплетничать.
- Марасса – близнецы огромной магической силы, способной исцелять. Связаны с Рада Лоа, но Марасса так же есть и в Петро под именем Мараса нан Петро. Они владеют ясновидением, способностью исцелять, даровать удачу в целом, и удваивать власть, могут вызывать дождь.
- Агуэ (Agwe) — дух воды, покровитель рыб и моряков. Повелитель морей.
- Огун. Огун (Ogu) — дух войны и стихийных бедствий. В настоящее время, также, олицетворяет политическую власть. Очень силен.
Взаимодействие с лоа
В религии вуду Лоа взаимодействуют с живыми. Они входят в людей (делают их одержимыми) в ходе религиозных церемоний, приносят известия и иногда позволяют произойти хорошим или плохим событиям. Лоа служат тем, кто служит им. Обладают определенными характеристиками, включая священные номера, цвета, дни, ритуальные предметы и т.д. Для использования ритуала надо знать все нюансы, например, как защитить себя от вызываемых духов, а также уметь приносить в жертву живых существ – птиц и других животных. Поэтому практиковать Вуду лучше после обучения у мага Селены. Вы сможете качественно освоить магические ритуалы и успешно применять их на практике.